Мощи святой равноапостольной царицы Елены в центре Парижа

История перенесения мощей во Францию

Всего несколько лет назад никто не знал, что в Париже находятся мощи святой царицы Елены, матери первого в истории Римского императора-христианина Константина Великого, которая обрела на Голгофе Крест Христов и восстановила в Палестине поруганные язычниками Святые места, связанные с жизнью Спасителя. Именно тогда священник Трехсвятительского подворья Московского Патриархата в Париже о. Николай Никишин обнаружил в католическом храме Сен-Ле-Сен-Жиль в саркофаге, подвешенном к потолку, мощи святой царицы Елены.
Действительно, трудно было предположить, что в католическом храме, находящемся на улице с многочисленными притонами - одной из немногих в центре Парижа, все это время находилась такая великая святыня. Более того, католики тоже «забыли» о мощах, несмотря на то что несколько веков от них происходили чудеса и исцеления, документированные свидетельства о которых были бережно сохранены в саркофаге вместе со святыней. Вот что рассказывает сам о. Николай об удивительной истории перенесения и почитания мощей:

«Прежде мощи хранились в Риме, в храме священномучеников Маркеллина и Петра, и один благочестивый французский монах (его звали Тёджис), получивший в Риме исцеление по молитвам святой Елены, загорелся желанием получить ее мощи. Он спрятался вечером в храме, а утром вынес их и увез с собой во Францию.
Не надо думать, что его поступок получил единодушное одобрение. Когда монах принес похищенные мощи в свой монастырь, в их подлинность не поверили и похитителя осмеяли, потому что не было у него ни духовного авторитета, ни власти: все думали, что он обманщик. Но чтобы его разоблачить по всем правилам, создали комиссию, в которую вошли местные ученые монахи. Убедившись, что все рассказанное им о святыне соответствует историческим данным, а позже получив подтверждение из Рима об исчезновении там мощей, в их подлинности сомневаться перестали.
Для верующего человека, наверное, самым убедительным свидетельством могло служить то, что пребывание этой святыни во Франции сопровождалось такими чудесами, что можно было увидеть в происшедшем проявление воли самой святой Елены. Величие совершившихся чудес и исцелений убеждало, что в перенесении мощей святой участвовала не только человеческая воля монаха Тёджиса, не только его желание.
Из документов, которые передавались вместе со святыней в течение семи-восьми веков, известно что король Карл (получивший прозвище Лысый) посчитал, что свидетельства монахов недостаточно и что дело о похищении мощей все еще остается непроясненным. Король предложил, чтобы монаха Тёджиса, если он продолжает настаивать на том, что похитил именно мощи святой Елены, подвергли испытанию кипящей водой. Монах согласился, веря, что святая его защитит. Монашеская братия была, конечно, смущена подобным предложением, но воля короля есть воля короля...
В течение двух-трех дней, предшествовавших испытанию, вся братия стояла на молитве. Испытание происходило в присутствии Реймсского епископа Хинкмара, а также в присутствии других представителей духовенства, короля, знати. Известно, что монах Тёджис вышел из испытания невредимым, и это было воспринято как еще один знак того, что мощи подлинные.
С IX века мощи царицы Елены стали центром паломничества для всего Реймсского епископства. Монастырь, где они хранились, возрастал и процветал.

История продолжается

Во время революции, когда во Франции начались гонения на Церковь, один из монахов обители (отец Грассар), зная, что в нее уже направлен отряд для конфискации монастырского имущества и разрушения монастыря, взял мощи из раки и перенес их в церковь в соседней деревне. Монах был арестован, а монастырь - разрушен революционным отрядом и впоследствии продан новой властью окрестным крестьянам, использовавшим кирпичи монастырских строений для своих бытовых нужд.
В 1820 году состарившийся уже отец Грассар решил передать спасенную им от поругания святыню в одну из окрестных церквей, где почитание святой Елены существовало с IX века. Но епископ Парижский посчитал, что святыня должна находиться в храме, где ей будет воздаваться более широкое почитание. Тогда к монаху обратились рыцари Королевского братства Святого Гроба Господня. Это братство считало царицу Елену своей основательницей, так как она восстановила христианские святыни в Иерусалиме. Братия осуществляли свои ежегодные собрания в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль в Париже, где под алтарем и были положены мощи святой Елены.
История продолжалась. Во время Парижской Коммуны революционеры ворвались в церковь, и, схватив святыню, понесли ее выкидывать. Но тут, по чудесному Промышлению, один из офицеров восстал, заявив, что, если кощунники сделают еще хоть шаг, он начнет стрелять. Тот, кто нес мощи, бросил их, - благодаря этому они и сохранились, в то время как все другие святыни храма были уничтожены, витражи его - разбиты, и церковь подверглась опустошению. После того как коммунары ушли, священник поднял и сохранил святыню. С тех пор и поныне она хранится в этой церкви».
Храм Сен-Ле-Сен-Жиль, где находятся мощи святой царицы Елены, расположен на улице Сен-Дени, д. 92. Сам храм, несмотря на внешнюю «суровость», очень «приветливый» внутри. В нескольких местах висят православные иконы: Владимирская икона Божией Матери и, что совсем удивительно, икона преп. Серафима Саровского.
До недавнего времени, по старинному католическому обычаю, мощи святой были скрыты в саркофаге, который был подвешен под сводами потолка, их даже не было видно и они не предлагались для поклонения.
Совсем недавно мощи святой равноапостольной царицы были перенесены в крипту (небольшое помещение под главным престолом храма). В небольшом углублении с восточной стороны стоит реликварий с мощами, а вокруг иконы, лампады - прямо православный уголок в сердце католического храма.
О. Николай Никишин вспоминает:
«После того как я записал удивительную историю мощей святой царицы Елены, у меня возник вопрос – Как могло получиться, что эти мощи находятся на улице, которая превращена в вертеп разврата?
Ответ на вопрос был для меня обнадеживающим. Если Вы помните житие святой Елены, одним из ее деяний, за которые она прославлена, было то, что царица разрушила языческие храмы на Голгофе: они были построены римлянами специально для того, чтобы уничтожить саму возможность поклонения христианским святыням. Один из этих храмов был посвящен Венере, другой – Юпитеру. При жизни святая Елена таким образом одержала победу над этими языческими богами – победила их, разрушив капища. И сейчас святые останки матери Константина Великого, может быть, и лежат в таком месте, чтобы равноапостольная царица стала нашей союзницей в борьбе против современного разгула языческой богини, против тех, кто вдохновляется ею в нашем нынешнем обществе».

Тропарь и кондак свв. Константину и Елене

Тропарь, глас 8.

Креста Твоего образ на небеси видев / и, якоже Павел, звание не от человек прием, / во царех апостол Твой, Господи, / царствующий град в руце Твоей положи, / егоже спасай всегда в мире / молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.

Кондак, глас 3.

Константин днесь, с материю Еленою, крест являют, всечестное древо, всех убо иудеов посрамление суще, оружие же на противныя верных царей: нас бо ради явися знамение велие, и во бранех грозное.



Использованы материалы сайтов http://la-france-orthodoxe.net/ru/ и http://www.taday.ru/


Назад в программу

На страницу "О святых и святынях"

На главную

Сайт создан в системе uCoz